Вопрос-ответ
07.04.2020
07.04.2020

 Появился, точнее, обновился некий посыл. Якобы с экономической точки зрения объединение республики с соседними регионами несет существенный плюс всем их компонентам. В чем они? Якобы сложение потенциалов приведет к невиданному всплеску развития.

Давайте посмотрим. Получается, что сложение потенциалов ведет к появлению несомненно большего, но все-же того-же потенциала.. Если не учитывать такие эфемерные вещи, как национальная культура, бурятский язык, и, вообще, национальную идентичность, то выиграет от этого слияния только буряты в силу своей, скажем так, большей пассионарности и отсутствием конкуренции в своей нише рынка. Что касается остальных жителей, то слияние с Иркутском, и, тем более, Читой, не несет ничего хорошего, будет плюсоваться некий "потенциал", которым воспользуется горстка "умелых", а нищета будет удвоена и утроена, и будет плодить нищету в укрупненном варианте.

Некто думает, что укрупненным регионом проще управлять. Отнюдь. Мировой опыт показывает, что чем крупнее административная единица, тем труднее ею администрировать. Да и стричь купоны проще только на первый взгляд. Гарантированный объём дивидендов есть тогда, когда все яйца не сложены в одну корзину.

До сих пор считалось, что укрупнение выгодно в том случае, если это присоединение, т.е. если Иркутск и Чита присоединятся к Бурятии, все налоги будут стекаться суда.

Предыдущие укрупнения(ликвидация бурятских округов) привело к тому, что человеческий ресурс вырос именно в Улан-Удэ. Округа выдаиваются, высасываются Иркутском и Читой.

Выводы?

 Антиколониализм и обратная ассимиляция. Вплоть до середины 20 века можно говорить о колониализме, о борьбе европейских держав за колонии, как территорий, обеспечивающих метрополии богатством. С середины этого века мы, уже, говорим об антиколониализме. К 1970-80 годам, а в большинстве после Второй мировой войны бывшие колонии обрели независимость. Это констатация фактов. А что же в процессе? Что получим в результате?

Есть такой термин – ассимиляция: характеристика процесса, в которой происходит смена групповой самоидентификации, утрачивается ощущение своей самобытности, специфичности. Наиболее широкое применение этот термин приобрел для характеристики межэтнических процессов, проявляющихся в том, что группы людей, принадлежащих к уже сформировавшимся этносам, оказавшись в тесном контакте с другим народом или в его среде (дисперсно расселенные этносы, например, в России — карелы, мордва и др.), воспринимают его язык, культуру, обычаи. В последующих поколениях происходит полная смена национальной самоидентификации (причисление себя к данному народу).

До 20 века этот процесс происходил в отношении колонизируемых народов. В начале освоения европейцами новых земель мы видим обратный процесс, обратную ассимиляцию, т.е. редкие вновь прибывшие новопоселенцы, в силу их малочисленности, воспринимали традиции, в том числе, язык аборигенного населения. Затем, когда колонизаторов становилось больше и их, навыки по подчинению росли, ассимиляция поменяла полярность. Что мы видим сейчас? Народы некогда «окультуренные» европейцами, почувствовавшие вкус потребительского общества ринулись в метрополии, не желая уже добывать себе средств к существованию по обычаям предков. Перед процессом колонизации, идет процесс освоения, когда «первопроходцы» осваивали новые земли, во многом, приспосабливаясь к местным традиция, этот процесс мы сейчас видим, но уже в Европе. Франция и Германия сегодня подвергаются мощному этническому и ментарному влиянию. Америка, особенно Латинская переваривает это в своем котле…

Что в России? Как ни странно, Россией всегда управляли представители не коренного населения, это видно еще с освоения «коренной России» славянскими захватчиками, навязав местному населению свой язык, а затем и несвойственную ему религию, воспринимали сей народ как захваченный, соответственно к нему относясь. Русью управляли варяги, татары, немцы, грузин. Только в середине 19 века было упразднено рабство. К этому времени, за полтора тысячелетия, естественно, население почти утеряло свои корни, уже стало славянским по языку и по духу.

А Бурятия? До 20 века пришлое население почти полностью воспринимало местные традиции, в том числе, язык и вид хозяйствования. Сначала, вновь прибывшие пытались использовать свой прежний опыт, и так каждый раз, когда приходили новые партии ссыльных и переселенцев. Но суровая природа края буквально через поколение заставляло принять свои условия. Зерновое производство с берегов Волги и огородное хозяйство с берегов Хуанхэ вновь и вновь терпит крах.

 

 

 

ниилэхэ хэрэгтэй

07.04.2020
07.04.2020
( Хайшан гээд бхы буряадууды нииллхэб Ямаршье яhанай арад зон хамта байха дуратай Бхэдэлхэйн тхые хаража зэхэдэ, бгэдэ дэлхэйн арадууд яhа яhаараа хубаараад байна, арад бхэн рын хэлэтэй, рын заншалтай, рын хуулитай Эгээ ехэ hэдэлгэнь гэхэдэ рын грэнтэй байхаа hанана Теэд, энэ ха даа м бэшэ Бхы газарай байгаали янза бриин маягтай, нгэтэй, тиимэhээ бмбэрсэг дэлхэйн арад бхэн рын маягтай, заншалтай, энээнhээ боложо энэ тхэрёон газар энэ юртэмсын тушаалда би болоhон, энэ юртэмсэ би бологдоhон Юундэ тиигэбэл бидэ буряадууд гурбан грэнр хубаардаад, грэн дотороо хэдэн тээшэнь таhараад байха хубитайбибди Ниилэхэ хэрэгтээ Хайшан гээд хэдэн грэнэй хуули эбдэнгй энээние бтээхэб Бидэ буряадууд ниитын ажаябуулгадаа ямаршье бэштээ хуули байг, тэрээнтэйнь эсэргсэнгйгр ажалаа ябуулха ёhотойбди Теэд, хайшан гээд ниилэхэ юмНэгэдэхеэр Ород грэнэй хууляар манай хоёр округ хуули хазагайрангйгр гы хэгдээ Нииллхэ гэбэл энэл харгыгаар ябаха ёhотойбди В рамках существующих законов - ородоор хэлэбэл Мн сагта, манай зон айшанхай, хара бэеэ хараад, хамарhаангаа холо харахаяа зрхэлнэгй Ахатаниинь хи хгэдээнгээ урдаhаань ондоо хэлэн дээрэ харюусахадань юушье гэнгй тэрэ хэлэн дээрэнь бэеэрээ орожо заншалта болонхой Тиигэбэл, тршиин шата хибдээ трэл хэлэндээ оруулха тсэб Миин, гэртэй, айл блэд буряад хэлэн дээрэ хр гараха гээшэ дутуу газаа, сэсэрлигтэ, hургуулида, hуултэйнь ажалдаа хн рын хэлэн дээрэ хрэлдэхэ ёhотой Теэд, труушиин алхам бхы буряадуудай байдаг газарта, бхы хмжлгын hалбаринууд нэгэ гарта байха ёhотой Мн байhан гурбан грэнэй хуули эбдэнгйгр хайшан гээд энээние бтээхэб Буряадууд Мнгэтэ Булагhаа эхилээд Шэнэхээн хрэтэр байна ха юм Энэ гурбан грэнэй ямар грэндэнь рын хэлэн дээрэ зугаалсажа болохогйб Шэнэхээн, Монголдошье, Ородтошье Ямаршье нютагай буряадууд буряадаараа хибдээ зааха дуратай Хайшан гээд hургуули бхэндэ буряад хэлэ зааха аргатайнь мэдээтээ Тиигэбэл, тршиин шатын, тршиин алхам ха даа, бхы буряадуудай байдаг газарта бхы hургуулинуудта буряад хэлэнэй хэшээл би болгохо Хоёрдохи шата Хоёр Ородой можодо анханай амяараа байhан Усть-Ордаагай, Агын тойрогууд автономито бэшэ болгогдоошьеhаа, зонхилолгынь орхёотой, hургуулинуудта буряад хэлэ зааhан зандаа Теэд, мн амяараа бэшэ болоо ха даа, можын юрын район болонхой ха даа, хажуудахи аймагуудай буряад нютагуудай hургуулинуудта буряад хэлэ зааха аргатай Энэ хоёрдохи шатын, тршиин алхам болоно Хоёрдохи шатын, хоёрдохи алхам ха даа, бхы тэрэ можодо буряадуудай байдаг нютагууд тэрэ можын нэгэ зонхилолго доро байха ёhотой Иигээд, шата шатаарнь, алхам алхамаарнь зуун жэлэй саана Богдановай хэлэhээр манай арад нойрhоо hэрихэ Энэ заахан гуулбэри иимэ юумээр дууhаха хэрэгтэй Никакого экстремизма, всё в рамках закона Алишье грэнэй хуули эбдэнгй ябаха ёhотой )