100 лет назад
В результате Февральской революции, свержения царя Россия превратилась в самую свободную, демократическую страну в мире. Буквально в течение нескольких дней освободительное движение развернулось в Бурятии, также как во всей России. В многолюдных собраниях и сходах, проведенных весной 1917 года в различных местах края, буряты выступали с одобрением свержения самодержавия, выдвигали требования о коренном пересмотре земельного вопроса, установлении национальной автономии бурят, решении вопросов культурно-национального строительства. С февраля 1917 года движение бурят активизировались, если до этого большое значение придавалось обращениям к властьпридержащим, то теперь приняло четко выраженные организационные формы со своей программой и конкретными задачами.Это движение одновременно развернулось не только в Чите и Иркутске, центрам бурятской администрации, но и в Петрограде. Во главе движения находились известные в России бурятские ученые, политические, религиозные деятели, представители богатых слоев, которые обладали реальной силой как среди бурятского населения, так и пользовались авторитетом в руководящих кругах России. Но первом же " частном совещании группы бурят-монгольских общественных деятелей", проходившем в Чите 6 и 10 марта 1917 года, были избраны во временный организационный комитет Б.Б. Барадин, Г. Ц. Цыбиков, Н. В. Преловский, цанит-хамбо Агван Доржиев, Ц. Ж. Жамцарано, а также группа молодых демократов...На этих и последующих совещаниях вырабатывались принципы их отношения к политическому положению в стране и регионе, программа практических мер по подготовке общенационального съезда бурят. Ставилась задача достижения национальной автономии. Съезд представителей бурят Иркутской губернии 7-12 апреля 1917 года в Иркутске поддержал позицию совещания 10 марта в Чите по вопросу о национальной автономии, осудил русификаторскую земельную политику, поддержал требование национализации школы... Первый общенациональный съезд бурят прошел в Чите 23-25 апреля 1917 года под руководством Барадина, Богданова, Егорова, Ринчино, Жамцарано, поддержал политику Временного правительства. По докладу Богданова съезд принял "Проект бурятской национальной автономии", предусматривающий объединение всех бурят в одно целое, организованное по схеме сомон-хошун-Бурятская национальная Дума. Она исходила из необходимости создания чисто национальной автономии бурят, без включения в ее состав представителей других национальностей. По докладу Цыбикова "О национализации бурятских школ" была принята составленная Барадиным резолюция. Выдвигалась задача ввести во всех бурятских школах преподавание на родном языке, русский язык признавался как обязательный предмет. Съезд образовал Временный национальный комитет(Бурнацком) с задачей "подготовки бурятского населения к предстоящему введению земского самоуправления, организации выборов в Учредительное собрание и организации следующего общенационального съезда". Второй общебурятский съезд состоялся в июле 1917 года в Гусиноозерске. Третий съезд проходил в Верхнеудинске 5-15 октября 1917 года. К этому времени были уже созданы органы управления во всех бурятских аймаках, фактическая власть в бурятских регионах находилась в руках Бурнацкома.Если в дореволюционных съездах бурят, проходивших с давних времен решались вопросы прикладного плана, как например: в 1866 году было принято решение отказаться от калыма, который мог составлять десятки и сотни голов скота(прежде всего, потому, что буряты, не способные заплатить этот гигантский калым, переходили в православие и бесплатно брали в жены русских девушек), и в сношениях с Российской империей, когда принимались петиции, носящие верноподнический характер в виде нижайщих просьб, то Третий съезд бурят ставил перед фактом Верховную власть о создании Бурятской государственности. Следующий съезд, проходивший с 28 ноября по 5 декабря 1917 года, направил в столицу делегата Ц. Бадмажапова с ходатайством о признании введенного среди бурят аймачного земства. До конца 1917 года шла упорная борьба Бурнацкома с местными органами верховной российской и областной власти по признанию факта самоуправления бурятского населения. Между двумя бурятскими съездами прошли ряд общеобластных собраний и съездов, в которых Бурнацком представлял интересы всех бурят. Эти съезды носили как сословное, так и общенародный характер. "Комитет спасения", "Гражданский Исполком", "Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов", " Народный совет казаков" и т.д. Главной же задачей Бурнацкома была организация общебурятского голосования по выборам в БурнарДуму и передачи ей всей полноты власти среди бурят. Надо признать, что до января 1918 года бурятское национальное движение выглядит монолитным, не видно никаких существенных споров как по организации самоуправления, так и целям создания бурятской государственности. За девять месяцев со времени Первого съезда было проведена колоссальная работа по консолидации народа и создания органов местного управления, по вопросам землеустройства, образования, организации духовной жизни... Ясно, что при этом учитывался опыт государственного строительства китайской Монголии, которая получила автономию под властью Богдогэгэна, также, воспользовавшись революцией в Пекине в 1911 году. Ситуация разительно отличается в двух моментах: 1. В Урге(Улан-Батор) существование органов центральной власти было скорее номинальным, в российской же Монголии буряты уже тогда составляли меньшинство, если в Забайкальской области соотношение было еще приемлемым, то в Иркутской губернии буряты составляли уже значительное меньшинство. 2. В Урге изначально была непререкаема власть Богдогэгэна и не было поползновений против нее, в Бурятии же власть была коллегиальна и на первом этапе работа Бурнацкома была монолитна. Но. В январе 1918 года была создана группа бурятских большевиков во главе с М.М. Сахьяновой и Г.Г. Данчиновым, которая неожиданно выступила против борьбы за бурятскую государственность и заявила приоритет классовых интересов. В тот период эта группа состояла из десятка гимназистов, была мало заметна, но в последствии при поддержке большевистской Центросибири и местных советских властей собиралась активно бороться против создания Бурятской государственности, и, только, вмешательство Ленина урезонило манкуртизированную молодежь и шовинистически настроенную совдепию.Удивительна активность в общественной жизни в Бурятии 100 лет назад. Настроения меняются как цвета в калейдоскопе. Порой, за неделю происходит столько событий, сколько не происходило и за сто лет. 27 октября 1917 года в Верхнеудинске был создан "Комитет спасения революции", в который вошли представители всех социалистических партий. Нарождавшаяся советская власть совершенно негативно отнеслась к "захвату политической власти в стране одной партией". В глубинке это настроение превалировало вплоть до 30х годов, когда сторонники социалистической демократии были окончательно разгромлены узурпаторами. В это время в промышленных центрах под магией лозунга "диктатуры пролетариата", когда у простого рабочего возникало ощущение, что власть переходит лично к нему принимаются резолюции в поддержку октябрьского переворота: 10-15 ноября в Иркутске на съезде углекопов, в Чите, Хилке, Танхое, Слюдянке на съезде дезертировавших солдат. Вот два противоположных полюса, причем только, в советском движении. А ведь в это время существовало масса других движений: сторонники Временного правительства, сторонники независимой Сибири, монархисты и сторонники Единой и Неделимой, сторонники Панмоголизма. Причем, панмонголизм поддерживали не только, собственно, монголы, и не столько. В серебряный век русского искусства и философии прослеживается поддержка панмонголизма, Империи Чингисхана - как идеального государственного мироустройства, с его четким порядком, многоконфессиональностью, не побоюсь этого слова, интернационализмом. Александр Блок писал: Да, азиаты мы! С раскосыми и жадными глазами! Попробуйте сразитесь с нами! Активными проводниками этой идеи были атаман Семенов и барон Унгерн. В декабре 1917 и в январе 1918 года "Особый маньчжурский отряд" под командованием Семенова захватывает станции Мациевская, Дарасун и Маньчжурия. Атаман Семенов в дальнейшем поддержал создание "Великой Монголии" под предводительством Нейсэ гэгэна, духовного лидера Внутренней Монголии. Барон Унгерн мыслил в мировом масштабе, планировал возродить Империю Чингисхана, для это он женился на маньчжурской принцессе, чтобы лигитимизировать право на мировое господство, кстати, в его отряде, освободившем от китайской власти Внешнюю Монголию, кроме забайкальских казаков, бурятского полка, была и тибетская рота, отправленная ему в помощь Далай ламой. К концу 1917 года в Бурятию стекаются солдаты и казаки-фронтовики, что заставляет местные Советы занять пробольшивистскую позицию. 23 января(5 февраля по н.с.) 1918 года Верхнеудинский Совет при участии казачества принял решение о переходе власти в руки Советов. 16 февраля в Чите создан Комитет советских организаций Забайкальской области, заявившей о победе советской власти в телеграмме на имя Ленина. 19 февраля рабочие и солдаты захватывают власть в Троицкосавске. Был создан Забайкальский фронт под командованием Лазо, противостоявший отрядам Семенова. Ровно 100 лет назад, в марте 1918 года против большивиков выступили солдаты Березовского гарнизона, их поддержал "Союз строительных рабочих и чернорабочих" В это время активно противостояли большивикам в Троицкой, Кударинской и других волостях нынешнего кяхтинского района. 7 марта власть в Троицкосавске возвращается в руки городской Думы. Бурнацком, тем временем, владевший всей полнотой власти среди бурят, сознательно не участвует в гражданской войне. Строительство национального экстерриториального государства практически завершено. Лидеры бурятского движения выступают от имени и в защиту бурят перед всей разноцветной политической цветовой гамме революционной и контрреволюционной власти, стараясь удержать бурят от участия в этой котовасии и пытаясь защитить свой народ.В Иркутске к марту 1918 года большевикам удалось захватить власть в местных Советах. 10 марта 1918 года иркутский отдел Бурнацкома по предложению В.Л.Егорова принял резолюцию об установлении контакта с Советской властью с условием сохранения в неприкосновении существующих национальных органов управления. С подачи бурятских большевиков, по приказу коммунистической Центросибири, Исполком иркутского губернского Совета отказал Бурнацкому в представительстве в своем составе, что не помешало ему сохранить свою организационную структуру и продолжить свою работу по укреплению бурятской государственности.В Забайкалье же Бурнацкому удалось добиться признания его и его местных органов(3 июля 1918 года) в качестве "публично-правовых учреждений Советской власти со всеми вытекающими отсюда правыми последствиями и действующими на территории бурят-монгол автономно". Председатель Бурнацкома Ц. Жамцарано был избран в состав обласного СНК в качестве комиссара по национальностям, или другими словами, буряты были признаны государствообразующим народом не только бурятской автономии, но и всего Забайкалья, что, кроме несомненных плюсов, повлекло за собой и большой минус. Буряты стали воспринимать не только бурятские земли, но и всю территорию Восточной Сибири как свою отчизну, не понимая, что эти земли навсегда для них потеряны, что в свою очередь, не повлекло сопротивления в дальнейшем, при создании территориальной единицы под названием Бурят-Монгольская АССР, в котором было завуалированно заложено дальнейшее уничтожение бурятского этноса.Именно здесь кроется ошибка бурятских деятелей столетней давности, пытавшихся оставить за собой, в надежде на будущие поколения, все когда-то бурятские земли. И мы, последующие поколения, их подвели! Только в поселениях, где буряты составляли больше половины населения удалось сохранить бурятскую идентичность, в остальных же буряты постепенно теряют сначала язык, культуру, а затем и ассимилируют полностью.Именно поэтому, буряты составляя сегодня 30% населения РБ, фактически являются бурятами только пятую часть населения. Общепринято, что 20%ное меньшинство неизбежно растворяется в большинстве. Именно поэтому бурятский язык сегодня введен в статус вымирающего. Именно поэтому экстерриториальность органов самоуправления бурят - единственный шанс существования бурят как этнической единицы.Примеры частично успешного решения этой проблемы есть: бурятские интернаты в Улан-Удэ, Кяхте и других поселениях, в отличии от детских домов, Агинский округ, в отличии от других районов читинской области...К началу июля 1918 года на забайкальском фронте сосредоточились большевицкие отряды численностью до 13 тысяч человек, большую часть из них составляли мадьяры, австрийцы, китайцы, корейцы. Международные коминтерновским силам удалось оттеснить забайкальских казаков за пределы Даурии. Начавшееся движение на Восток чехословацкого корпуса вынудила Центросибирь покинуть 18 июня Красноярск, 11 июля Иркутск. На сибирской железной дороге от Урала до Байкала установился относительный порядок, но за Байкалом интернациональные анархо-большевитские полки сопротивлялись вплоть до конца августа 1918 года. 28 августа на станции Урульга заседание Центросибири решило самораспуститься. Красные отряды оказались без единого руководства и в силу своих сил занялось самообеспечением(грабежом местного населения) в разных районах Дальнего Востока, особенно прославился один из этих отрядов, разоривший и уничтоживший город Николаевск-на-Амуре, попутно расстреляв несколько сотен японцев до этого нейтральных, что вызвало высадку японских, а затем и американских войск во Владивостоке. Воспользовавшись паникой в стане красных Забайкальские казаки во главе с атаманов Семеновым вновь заняли все Забайкалье. В сентябре 1918 года на Верхнеудинском съезде Бурнацком был преобразован в Народную Думу бурят Восточной Сибири(Бурнардума). Бурнардума владела всей полнотой власти во всех бурятских поселениях, народ подразделялся на 7 аймаков: Агинский, Хоринский, Селенгинский, Баргузинский, Тункинский, Ангарский и Эхирит-Булагатский. Были отменены все декреты советской власти, связанных с конфискацией и национализацией имущества. Продолжилось начатое Бурнацкомом еще в рамках временного правительства и советской власти строительство национального государства. Одним из главных направлений этой деятельности было продолжение созидания системы народного просвящения.Александр Колчак 13 октября 1918 года появился в Омске Александр Васильевич Колчак, вернувшийся из зарубежной поездки, бывший полярник, командующий Черноморским флотом, отправившийся в зарубежную поездку после того, как не получил поддержки у Временного правительства своего босфорского плана. В Северной Америке ему не удалось заручиться особой поддержкой, но удалось заинтересовать ситуацией в России. В Японии его восприняли скорее как конкурента, и препятствовали возвращению в Сибирь. При помощи военной разведки Великобритании ему удалось пробраться во Владивосток и в гражданской одежде добраться до Омска. В Омске он присоединился к антиправительственному заговору против демократической коалиционной Директории. В результате переворота, он был избран Верховным Главнокомандующим, практически диктатором или, даже, царем. Это и первые военные победы дали результат его зарубежному вояжу, он получил помощь кредитами и вооружением под залог захваченного генералом Каппелем золотого запаса Российской Империи. Каппель относился к Колчаку негативно, как к проходимцу и авантюристу, к тому же, еще и английского шпиона, но после личной встречи принял безусловно его начало. Действительно, авантюрность действий Колчака очевидна. Своенравность, эгоцентризм его натуры доказывает его неудовлетварительная учеба в гимназии, где он учился почти на одни двойки и с трудом переходил из класса в класс, хотя попав в школу гардемаринов он показал недюжинное усердие и оказался первым учеником. Затем, он рвался на англо-бурскую войну, чтобы воевать на стороне буров против англичан, в конце концов, оказался за Полярным кругом в экспедиции Алексеева на Новую землю в поисках земли Санникова. Генерала Каппеля подкупило то, что Колчак был бессребренником, приверженцем идеи восстановления российской государственности. Его психотип привлек и командующего чехословацким корпусом, который, впрочем, передал его большевикам в Иркутске, за право беспрепятственного прохода на Дальний Восток, что, возможно, было и принципиальным решением самого Колчака. Пошел с ним на сотрудничество и атаман Семенов, всегда бывший против возврата власти господ. Генерал Деникин и многие другие военначальники также приняли его первенство. Предлагали свою помощь в борьбе с большевиками и поляки, и финны в замен предоставления им независимости, но Колчак, поборник Единой и Неделимой отверг, например, предложение Маннергейма захватить Петроград. Судьба Петрограда висела на волоске, поскольку финнам не составило бы большого труда разгромить сбежавшую с фронта солдатню и анархические отряды матросов, и финны пошли на сотрудничество с большевиками обещавшими и предоставившими им независимость. Колчак бывший, видимо, неплохим флотоводцем оказался никудышным полководцем. За дерзкие атаки его генералов в начале кампании ему удалось захватить ряд городов, когда ему противостояли командиры уровня Чапая. Но планомерные наступательные операции красных, пользовавшихся услугами профессионалов военспецов на канонерские атаки Колчака привели к постепенному вытеснению белых. Еще одной ошибкой адмирала, возомнившего себя новым царем было пренебрежительное отношение к подданным. Он где уговорами, где угрозами выдаивал деньги толстосумов, а утопленные в крови крестьянские селения, не выказавшие должного почтения, вызвали отторжение от него всего народа. Он оказался один в прицепном вагоне доставленный в Иркутск на съедение большевикам.Возглавивший администрацию Забайкалья атаман Г. М. Семенов провел административную реформу в Забайкальской области, разделив ее на шесть районов. В состав первого вошли Акшинский, Нерчинский и Нерчинско-Заводской уезды; второго — Верхнеудинский, Троицкосавский, Селенгинский и Баргузинский уезды. Эти районы были созданы для неказачьего населения. В Восточной Бурятии сохранились Агинский, Баргузинский, Селенгинский и Хоринский аймаки; в Западной Бурятии-Ангарский, Тункинский и Эхирит-Булагатский. В крае продолжалась жизнь. Не замирала торговля, практиковали врачи, работали школы, ходили поезда, люди влюблялись, женились, рождались дети. Время напоминает наши 90е, с высот истории кажется, что жизнь остановилась, сплошной развал, а на деле, простого человека не очень касались эти передряги, тем более тогда, когда человек не сильно то зависел от государства и его представителей. Конечно, появление в городе или в селе красно-белых банд переворачивало это спокойствие, принося обиды и горе ее жителям, но отхлынувшие и оставившие в покое бандиты не сильно занимали хлебопашца или скотовода, в этом отношении нам жителям 90х пришлось гораздо труднее, советская власть отучила думать и работать и, лишь, единицы поймали свою птицу удачи...И в то время единицы положили на одну или другую стороны баррикад свою жизнь, именно те, чьи личные интересы были задеты, у кого-то отобрали все имущество, у кого-то были расстреляны или повешены близкие родственники... Большинство воюющего народа было пришлым и им было наплевать на эту землю и их обитателей, лишь бы поймать свою золотую рыбку в этой мутной воде революции и контрреволюции, успеть награбить, снасильничать всласть, напиться дармового спиртного и прочее похабство. Бурнардума пыталась приспособиться работать и в этих условиях. Но размах "кровавого русского бунта" никак не согласуется с созидательной работой по строительству государства, если это государство не способно противостоять бандам вооруженным путем, а большинство бурятского населения не желало участвовать в этой жесткой нечем не оправдываемой бойне всех против всех...Булагатское государство.Размах "кровавого русского бунта" все набирал обороты. Бурятам притесняемым со всех сторон приходилось либо мигрировать в Халху и Баргу, либо встраиваться в структуру существовавших властных структур, либо искать третий путь, а именно, провозгласить государственную самостоятельность и отгородиться от притязаний всех революционных и контрреволюционных сил. Кроме создания Великого Монгольского государства, которое хотело на волне разрушения Российской и Маньчжурской империй и возникновений множества государственных образований на их бывшей территории провозгласить восстановление государства , объединившего все монгольские народы, на территории Бурятии возникло булагатское движение и провозглашено самостоятельное государство.Объединение бурят в это государство было сугубо добровольным, каждый хошуун, переименованный в "балгасун" мог объявить себя подданным: "эрхиж булгааhан" этого государства, сомоны стали "тосхонами" как основой административной системы, исполнительная власть принадлежала Великому Суглану, главой государства стал Цог-Тугулдур Дхарма Раджа, Хан Лама(Лубсан-Сандан Цыденов).Начиналось движение как сопротивление от призыва в Улаан Сагда(Красную гвардию) в Саганском, Бодонгутском и Хальбинском хошунах. В мае 1919 состоялось Великое учредительное собрание, на котором присутствовало 102 делегата, представлявших значительную часть населения Кодунской, Чесанской и Кижингинской долин, Ульдурги, Булума, Бодонгутов и других мест, населенных, в основном, хори бурятами. Местонахождение кельи Л. С. Цыденова на поляне Сөөрхөй (Ламын Сөөрхөй, недалеко от современного Усть-Орота) было объявлено столицей теократического государства, названной «Соёмпкус».Семеновская администрация, а затем и администрация Дальневосточной республики всемерно сопротивлялось возникновению и созиданию самостоятельного бурятского государства, арестовывало руководство, третировало население. В начале своего существования Булагатское государство отказалось от воинских формирований, провозгласив "непротивление насилию насилием"(вспомним становление Индийского государства во главе с Ганди, наследниками этой доктрины), поэтому карательные отряды белых и красных легко репрессировали руководство, но само движение(суть: государство) существовало до 1927 года. После падения атамана Семенова и провозглашения ДВР, руководство которого особенно рьяно взялось за ликвидацию Булагатского государства, булагаты-харликами(поданные Булагатского государства) взялись за оружие, такие формирования никому не подчинялись, кроме своего государства, широкий размах вооруженное сопротивление приняло в окрестностях современного Орота, Могсохона, Бодонгутов и только в феврале 1927 года специальной оперативной группой ОГПУ были насильственно ликвидированы последние остатки движения булагатов.Дхарма Раджа-хана(Сандан ламу) держали в заточении и семеновцы, и большевики. В 1922 году лама Цыденов был выслан за пределы ДВР в Ново-Николаевск, где и умер от плеврита. Перед смертью он оставил наследника, в начале июля 1921 года в Шолотском дацане, согласно письменному распоряжению из тюрьмы Сандан-ламы Цыденова, состоялось возведение в сан его преемника, признанного им перерождением Гьяяг Ринпоче — восьмилетнего Бидиядары Дандарона. В торжестве, длившемся 3 дня, участвовало «…огромное количество верующих. Были торжественные молитвы, конские бега, борьба, угощения и т. д.». Новому главе…преподносится звание Наследника престола, …Нанзан хадак, жертвоприношение посредством мандала, предоставляя ему почётное кресло «Тушэлгэтэй шэрээ». Бидия Дандарон был признан перерождением (хубилган) хамбо-ламы Джаягсы-гэгэна, настоятеля комплекса Кумбум в Тибете, посещавшего Бурятию в 1894-м и 1910 годах. 3 июня 1937 года Дандарон был арестован и осуждён на 10 лет, освобождён 4 февраля 1943, 10 ноября 1948 он был повторно арестован, реабилитирован в 1956, в 1972 году был арестован и обвинён в «организации буддийской секты»... Великое Монгольское государство. Мы помним, по Нерчинскому договору хори буряты были разделены на две части границей между Российской и Китайской империями. По-сути, только упорное сопротивление хамниганов и хори экспансии маньчжуров позволило московским дипломатам отделить от Китая Даурию, маньчжурские власти пошли на это перед угрозой потерять всю Монголию в результате Бушэгтэхановских войн. Буряты не раз пытались воссоединиться: поход Бальжин хатан, Шэлдэй занги, подвиги Бабжа Барас батора... Последняя такая попытка была предпринята сто лет назад. 25 февраля 1919 года было провозглашено Великое Монгольское государство. В состав этого государства вошли не только единокровные баргуты и хори, но и все земли населенные монголами, только представители Халхи воздержались от немедленного вхождения, причиной были идеологические расхождения: халхи видели свое будущее только в теократическом государстве Богдо гэгэна, а бурятские деятели хотели создать федеративное государство на демократических принципах. Делегацию Великой Монголии планировалось отправить на Версальскую конференцию, где решался территориальный раздел мира в результате Первой Мировой войны. Конечно, обещавшая стать региональной супердержавой объединенная Монголия была никому из соседей не нужна. Бывшее на своем историческом пике Сибирское правительство Колчака, в это время достаточно успешно продвигавшееся в своем московском походе, планировало решить этот вопрос в военной силой. Пекинские политики еще больше испугались, предприняли максимум своих усилий для воспрепятсвования возрождению Великой Монголии. и не брезговало никакими методами: в январе 1920 года они пригласили руководителей на торжественный обед в Маймачен и убили их во время него...100 лет назад. Как в Иркутске боролись с развитием бурятского самосознания. И бурятское влияние в Халхе, как противостояние китайско-японского проникновения. Элбэг Ринчино: В качестве средств борьбы с указанным чисто культурническим движением монголо-бурят, переименованным гг. миссионерами в «революционно-сепарастическое» и даже «панмонголистическое», очевидно, для удобства получения разных темных и светлых денег и полицейской помощи, были в первую голову выдвинуты меры полицейской репрессии. И некоторым влиятельным монголо-бурятским общественным деятелям был воспрещен въезд в Иркутскую губ., а другим – воспрещена общественная деятельность под страхом высылки. На первое время в Харбине был основан на монгольском языке журнал «Монголунъ Сонинъ Бичикъ». Но с одним жалким журналом против японских учителей, врачей, школ и т.д. трудно было сделать что-нибудь существенное...Но тем не менее из скудных сил монголо-бурятской интеллигенции удалось мобилизовать для Монголии двух врачей и несколько учителей. Ныне в Монголии действуют два врачебных пункта и несколько школ русско-европейского типа, обслуживаемых русско-подданными монголами. Выходит также журнал «Шинэ-толи» (Новое обозрение) и существует книгоиздательство, руководимое Ц. Жамцарано, До середины 60 годов 20 века бурятский язык развивался и поступательно, и последовательно, разрабатывалась политическая, экономическая и техническая терминология. Люди пользовались языком в повседневной жизни, на производстве, на улице, в семье. Бурно развивался литературный язык, гармонично впитывая диалекты. Проблем с междиалектным пониманием не было. Все буряты были грамотны по-бурятски. Бурятская литература стала заметным явлением в союзном масштабе, К вопросу надо ли вводить обязательное изучение бурятского языка в школах. Оговорюсь: я, лично, против. Мне не хочется, чтобы мой язык коверкали все кому ни лень. Наученные опытом сопротивления всяким государственным органам Бурнардума меняет свое руководство. Власть переходит от проповедовавших невмешательство в русские дела представителей старой интеллигенции к более активной молодежи, которая, считая, что без вовлечения в общероссийские дела, хотя бы, в региональном масштабе никак не сохранить бурятскую государственность. И первое, что надо делать - это вооружиться. Необходимы были военные специалисты всех уровней. Создается Даурское бурятское военное училище, молодые буряты направляются во все возможные на тот момент военные учебные заведения. Производится призыв. Создаются военные подразделения под эгидой Булагатского государства, Великой Монголии, армии Семенова. Бурнардума имеет и собственные небольшие военные формирования. В сентябре подготовлено первые 20 офицеров - бурят и направлено по бурятским военным частям. Словом, буряты готовятся уже с оружием в руках отстаивать свою государственность. Между тем, во второй половине 1919 года чаша весов в гражданской войне в Сибири начало клониться на сторону большевиков. Успешно наступавшие весной и в начале лета колчаковские войска к осени откатились снова в Сибирь. Отступление приобретает характер панического бегства. В Верхнеудинск из-за большого наплыва беженцев вспыхивает эпидемия сыпного тифа. Местным властям удается справиться с эпидемией, но вновь и вновь прибывающие беженцы и отступающие вызывают возвратную эпидемию. Одним из таких беженцев был Анатолий Николаевич Пепеляев, колчаковский генерал, приверженец Сибирской автономии, женатый на уроженке Верхнеудинска Нине Ивановне Гавронской, польских кровей, родственнице композитора Огинского, автора знаменитого полонеза. Ставший одним из самых успешных генералов Колчака, впрочем, арестовывавший его и требовавший отречения от диктаторства в пользу областной учредительной власти Сибири, пошедший на сотрудничество с Семеновым, но отказавшийся от него из-за японского влияния. После двухлетнего перерыва, когда он работал плотником, извозчиком, грузчиком, в 1921 году он пошел на сотрудничество с большевиками из НРА ДВР. В 1922 году совместно с эсэрами и покровительством ультра-правого генерала Дитерихса двинулся морем на поддержку "Народного съезда тунгусов"... И так бурлила жизнь на "тихой Восточной окраине"...Как ни странно, но г. Верхнеудинск в это время выглядит островом благополучия в сотрясаемой вокруг гражданской войне: действует театр, гастролируют всевозможные артисты оригинального жанра и циркачи, устраиваются балы, где дамам бесплатный вход, а с мужчин берут оплату в размере американского доллара, заметно китайское предпринимательство, именно тогда открываются бурятские бузные, организуется музей при Обществе изучения Прибайкалья... Американский и японский гарнизоны живут своей жизнью, причем японцы почти не появляются в городе, а американцы патрулируют для наведения порядка, прежде всего против грабежей, хулиганов и буйствующих пьянчуг. Руководство горда состоит из представителей, в том числе, социалистических партий. Ощущается порядок, особенно в сравнении с Иркутском и Читой. Видимо поэтому, город становится центром притяжения всех сил. С Запада и Востока, с Юга и Севера: с Кабанска, Баргузина, Мухоршибири и Тарбагатая выдвигаются красные партизанские отряды для захвата г. Верхнеудинска, через Байкал в сторону города пробиваются каппелевцы, чехословацкий корпус под командованием французского генерала Женена проходит Иркутск в сторону Верхнеудинска передав в руки большевиков неудачного Верховного правителя России бесталанного авантюриста Колчака, который немедленно был расстрелян. Видимо поэтому руководству Верхнеудинска была передана власть во вновь созданной Дальне-Восточной Республике, как единственной силе, способной адекватно управлять в этом бардаке. 19 февраля создана ДВР с многопартийным демократическим правительством. Социалистическое по составу правительство вело успешную политическую и, особенно, экономическую жизнь. Именно этот опыт стал примером для всей страны, когда коммунистическое руководство Советской России попустившись своими принципами ввело НЭП, что вывело из разрухи всю страну.
Поделиться с друзьями: