Вопрос-ответ
07.04.2020
07.04.2020

 Появился, точнее, обновился некий посыл. Якобы с экономической точки зрения объединение республики с соседними регионами несет существенный плюс всем их компонентам. В чем они? Якобы сложение потенциалов приведет к невиданному всплеску развития.

Давайте посмотрим. Получается, что сложение потенциалов ведет к появлению несомненно большего, но все-же того-же потенциала.. Если не учитывать такие эфемерные вещи, как национальная культура, бурятский язык, и, вообще, национальную идентичность, то выиграет от этого слияния только буряты в силу своей, скажем так, большей пассионарности и отсутствием конкуренции в своей нише рынка. Что касается остальных жителей, то слияние с Иркутском, и, тем более, Читой, не несет ничего хорошего, будет плюсоваться некий "потенциал", которым воспользуется горстка "умелых", а нищета будет удвоена и утроена, и будет плодить нищету в укрупненном варианте.

Некто думает, что укрупненным регионом проще управлять. Отнюдь. Мировой опыт показывает, что чем крупнее административная единица, тем труднее ею администрировать. Да и стричь купоны проще только на первый взгляд. Гарантированный объём дивидендов есть тогда, когда все яйца не сложены в одну корзину.

До сих пор считалось, что укрупнение выгодно в том случае, если это присоединение, т.е. если Иркутск и Чита присоединятся к Бурятии, все налоги будут стекаться суда.

Предыдущие укрупнения(ликвидация бурятских округов) привело к тому, что человеческий ресурс вырос именно в Улан-Удэ. Округа выдаиваются, высасываются Иркутском и Читой.

Выводы?

 Антиколониализм и обратная ассимиляция. Вплоть до середины 20 века можно говорить о колониализме, о борьбе европейских держав за колонии, как территорий, обеспечивающих метрополии богатством. С середины этого века мы, уже, говорим об антиколониализме. К 1970-80 годам, а в большинстве после Второй мировой войны бывшие колонии обрели независимость. Это констатация фактов. А что же в процессе? Что получим в результате?

Есть такой термин – ассимиляция: характеристика процесса, в которой происходит смена групповой самоидентификации, утрачивается ощущение своей самобытности, специфичности. Наиболее широкое применение этот термин приобрел для характеристики межэтнических процессов, проявляющихся в том, что группы людей, принадлежащих к уже сформировавшимся этносам, оказавшись в тесном контакте с другим народом или в его среде (дисперсно расселенные этносы, например, в России — карелы, мордва и др.), воспринимают его язык, культуру, обычаи. В последующих поколениях происходит полная смена национальной самоидентификации (причисление себя к данному народу).

До 20 века этот процесс происходил в отношении колонизируемых народов. В начале освоения европейцами новых земель мы видим обратный процесс, обратную ассимиляцию, т.е. редкие вновь прибывшие новопоселенцы, в силу их малочисленности, воспринимали традиции, в том числе, язык аборигенного населения. Затем, когда колонизаторов становилось больше и их, навыки по подчинению росли, ассимиляция поменяла полярность. Что мы видим сейчас? Народы некогда «окультуренные» европейцами, почувствовавшие вкус потребительского общества ринулись в метрополии, не желая уже добывать себе средств к существованию по обычаям предков. Перед процессом колонизации, идет процесс освоения, когда «первопроходцы» осваивали новые земли, во многом, приспосабливаясь к местным традиция, этот процесс мы сейчас видим, но уже в Европе. Франция и Германия сегодня подвергаются мощному этническому и ментарному влиянию. Америка, особенно Латинская переваривает это в своем котле…

Что в России? Как ни странно, Россией всегда управляли представители не коренного населения, это видно еще с освоения «коренной России» славянскими захватчиками, навязав местному населению свой язык, а затем и несвойственную ему религию, воспринимали сей народ как захваченный, соответственно к нему относясь. Русью управляли варяги, татары, немцы, грузин. Только в середине 19 века было упразднено рабство. К этому времени, за полтора тысячелетия, естественно, население почти утеряло свои корни, уже стало славянским по языку и по духу.

А Бурятия? До 20 века пришлое население почти полностью воспринимало местные традиции, в том числе, язык и вид хозяйствования. Сначала, вновь прибывшие пытались использовать свой прежний опыт, и так каждый раз, когда приходили новые партии ссыльных и переселенцев. Но суровая природа края буквально через поколение заставляло принять свои условия. Зерновое производство с берегов Волги и огородное хозяйство с берегов Хуанхэ вновь и вновь терпит крах.

 

 

 

Агинцы

10.04.2020
10.04.2020
( ХориРезультатом похода предводителей хори-бурят к Петру1 стало закрепление за ними во владение землями-кочевьями по Кударинской степи, Итанце, Селенге, Уде, Тугную, Курбе, по озерам Еравны и прилегающим к ним рекам и ручьям, все земли, где они кочуют вплоть до китайской границы по Ингоде, Чите, Улунге, Туре, Аге и другимВ 1796 году от хоринских земель было отрезано 15000 десятин по рекам Ингода, Улунга и Тура в пользу переселенцов За год до этого в местности Тотхото на Хилке осели крещенные хори, отделились от Хоринского ведомства и были причислены к Куналейской волости Так образовался разрыв в кочевьях хори-бурят, поделивший их на анинских и агинских Административно же они входили в общую Хоринскую ДумуСогласно документу от 22 марта 1703 года по берегам Аги и Онона обитали представители семи родов харгана, хуацай, галзут, саган, шарайт, хубдут, бодонгут С 1780 года для управления анклавом были утверждены главные зайсаны Хошито Буянтынхуасай, Барамит Мунхыншарайт, в 1788 году Заган Ринчинэйгалзут, Начин Санжинайхубдут, Насуту Риткынхуасай В 1803 году с Тугнуя перекочевала большая группа хори во главе с Моху Унаганай, который был поставлен во главе агинцев единовласно К семи агинским родам добавились вытесненные с Ингоды и Читы, Улунги и Туры представители хальбин и худайСтоит отметить, что агинские хоринцы до начала XIX века были шаманистами Лишь один хубараг Чойдор Пунцугэй обучался в хамниганском дацане, а также считалась буддитской одна женщина по имени Доржима Албияханай В 1816 году по ревизии, агинских хори-бурят оказалось семь тысяч восемьсот душ мужского пола В 1824 году возникла Агинская инородная управа и 37 родовых управлений В 1831 году стало 8797 душ мп 2 марта 1839 года был утвержден породный приговор об учреждении Агинской степной Думы, Бэрхэцугольской, Усть-Могойтуйской, Челутаевской, Килинской, Тотхолтуйской 7 ноября 1846 года добавилась Тургинская инородная управа В 1858 году под упрвлением Агинской Думы стало 12384 дмп Дума управлялась двумя тайшами главным и вторымХамниганыДо реформ Витте все хамниганы Онона управлялись Урульгинской степной Д, тунгусы - буддисты считали себя бурятами Надо отметить, что все старожильческое население Забайкалья было бурятоязычными, лишь строительство Сибирской железной дороги и наплыв столыпинских переселенцев кардинально поменяло языковую картину области, если раньше двуязычными были русские, в большинстве своем - смешанных кровей, то с увеличением новопоселенцев, не владеющих бурятским языком, русский язык постепенно занимает лидирующие позицииЕсли в начале века все тунгусы совместно со всеми бурятами боролись против земельной и административной реформы, то после 1917 года в строительстве Бурятской республики активно участвовали только хамниганытунгусы, говорившие на бурятском языке, в отличии от гуранов, уже перешедших на русский язык, принявших христианство и отождествлявших себя с русской нациейВ 1923 году агинские бурятхори и хамниганы вошли в состав Бурятской РеспубликиВ 1937 году агинцев отделили в национальный округВ 2008 году автономный округ был ликвидирован при почти единодушно )